Детский рисунок

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Детский рисунок

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Next>> новая тема

Автор Сообщение


Сообщений: 181
Добавлено: 24-07-2007 22:35
Не так давно скачала книгу Дилео "Детский рисунок", ну и протестировала своего сына.

Nancy, не могли бы Вы мне помочь расшифровать рисунки? Кое-какие выводы я для себя сделала, но, может быть, я что-то пропустила или не правильно поняла. Хочется услышать мнение профессионала.


Сообщений: 300
Добавлено: 25-07-2007 05:41
А вы поместите рисунок сюда,мы посмотрим.А когда Nancy,прокоментирует,мы поучимся.Кстати у меня тоже есть подобная книга "Рисуночный тест"А.Л.Венгер,интересная.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 25-07-2007 07:27
Да, Венгер - хорошая книжка. Она мне даже больше, чем Дилео, нравится.
Натали, давайте попробуем. Только несколько оговорок. Во-первых, интерпретировать рисунки мне приходится от случая к случая, поэтому я могу не увидеть то, что заметно специалисту, который этим долго занимается. Как и в любом занятии, здесь необходима постоянная практика. Во-вторых, компьютер не передает некоторые детали, на которые психологи обычно обращают внимание: например, степень нажима карандаша, размер рисунка, его положение на листе (кстати, рисовать нужно непременно карандашом средней жесткости, на чистом белом листе формата А4, причем однозначно не задавать ориентацию этого листа - это выберет испытуемый. Никаких советов и замечаний по ходу процесса - "А что это ты тут нарисовал? Ну-ка нарисуй нормальные руки! А почему это он у тебя без ушей?" - делать нельзя). В-третьих, рисунок, как и любая методика - только вспомогательный прием, он помогает лишь уточнить и прояснить общую картину. Не зная ребенка, не имея данных других методик, можно сделать неправильные заключения. Иногда бывает так, что одна деталь выбивается из общей картины, или имеет какое-то нестандартное объяснение. В этом, кстати, опасность любой заочной диагностики. Ну и наконец, aglo, чтобы научиться интерпретировать рисунки, нужно все-таки учиться. У настоящих спецов в конце концов появляется некое чутье, целостное восприятие изображенного, они быстро схватывают, что там откуда и с чем может быть связано - в то время как непрофессионал будет судить "в лоб", поверхностно. И именно профессионал будет больше сомневаться в своей интерпретации, поскольку понимает, что все может быть очень неоднозначно.


Сообщений: 181
Добавлено: 25-07-2007 10:28
Nancy, спасибо!
Листы были A4, ориентацию выбирал сам. Морального давления не оказывалось.

1. Попросила ребенка нарисовать человека.



После на вопрос кто это - мужчина или женщина, ответил - мужчина.

2. Попросила нарисовать женщину:


3. Попросила нарисовать свою семью:


Начал рисовать с природы. Люди на рисунке слева направо муж, я , сын. Сказал, что мы жарим шашлыки. После пририсовал себе вокруг головы что-то вроде подушки и сказал, что он спит.


4. Рисунок по собственной ребенка инициативе:


Попросил помочь в конце. Две короны на маленьких флагах - мои.


Сообщений: 181
Добавлено: 25-07-2007 10:48
Попытаюсь сделать более четкие фото.


Сообщений: 300
Добавлено: 25-07-2007 15:49
нужно все-таки учиться
Спасибо за правильный совет,а я и учусь,на педагога-психолога,скоро диплом.Конечно,нужна практика,кстати нашлаhttp://deti.e1.ru/kidstest.htm здесь коечто взяла для себя по интерпритации рисунка.Nancy,ваши советы всегда читаю с удовольствием,думаю очень пригодятся в дальнейшей работе.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 26-07-2007 08:18
Натали, первое, что обращает внимание - это схематический характер изображения человека на основном рисунке и на рисунке семьи. Поскольку информации больше нет, можно сделать несколько предположений: 1. отставание в развитии (но рисунок женщины выполнен более подробно, хотя все равно несколько "бедно" по сравнению со сверстниками. Все основные элементы присутствуют (голова, туловище, руки, ноги... правильное количество пальцев на руках), но ничего лишнего. Как говорят, "нижняя граница нормы") 2) низкий интерес к людям, замкнутость, отгороженность, необщительность (в пользу этого опять же рисунок женщины - может же рисовать "как следует", значит, не хочет? - а еще: изображение первым делом на рисунке семьи не людей, а деревьев; произвольный рисунок - замок с крепостью, а не люди) 3) истощаемость нервных процессов, астенизация 4) Венгер, кстати, упоминает, что схематический рисунок человека может встречаться в норме у взрослых людей при преобладании логического мышления над образным, при негативизме, сниженной мотивации.
Совершенно выбивается рисунок женщины. Это явно отрицательно окрашенный персонаж, недовольный и агрессивный (руки, руки!) Обычно говорят, что рисунок женщины связан с образом матери, но поскольку на рисунке семьи мать изображена в обычной для ребенка манере, то я бы поставила это под сомнение. Воспитатели в саду? Учительница? Соседки? В общем, почему-то негатив в восприятии ребенка идет от женщины. С этим нужно разбираться. С полоролевой идентификацией все в порядке: явно совершенно разведение "просто" человека (себя, мужчины) с женщиной. Прозрачное платье ни о чем не говорит - так часто рисуют дети (но у взрослых, или при каком либо акценте на эту область было бы информативно). Еще - ноги. Почему у этой дамы такая плохая опора? раз она такая вся злобная? Тут не понимаю. Несколько искажены пропорции - бывает у детей с остаточной органикой. Еще обращает на себя внимание кокошник на голове. Что за ассоциация с народным персонажем? Вероятно, что-то здесь все-таки связано с личным жизненным опытом.
Семья. То, что первым делом были изображены деревья, я уже написала... Самый значимый, важный и авторитетный - папа (на рисунке самый крупный и изображен первым делом). Но он же и неблизкий маме с ребенком, даже, возможно не особенно и желателен в общении - отделен от ребенка с мамой костром. На изображении особо зафиксирована голова - обрисована не один раз. Обычно так отмечается область, связанная с повышенной тревогой. Папа умный? Подчеркивает значимость интеллекта? Мама и сам ребенок - примерно одинаковые по размеру: то есть в его восприятии почти что ровня (что хорошо). Изображены рядом - ну, это буквально: мама наиболее эмоциональна близка. Собственная фигура на подушке (спит...) - вот это, пожалуй, информативно: почему-то дитя желает отгородиться, уснуть, не принимать участия во внешней жизни. Тут опять же либо сильная замкнутость, либо астенизация, либо нарушение эмоционального климата в семье - информации недостаточно.
Свободный рисунок. Вообще-то дом, любая постройка - это символ. Я чего-то только наинтуичить могу: ребенок живет больше во внутреннем мире (и он богаче, чем внешняя жизнь - коридоры, переходы, башни...), люди его интересуют мало. Коричневый цвет (тем более один!) выбирают ослабленные, болезненные дети, либо тревожные, испытывающие какой-то физический или эмоциональный дискомфорт.
За "деревья" даже не берусь, никогда не проводила этой методики, а просто "по книжкам" не рискну. Но деревья тоже, кажется, интересные.
Общее впечатление от рисунка: слабенький мальчик, у которого давление вызывает дискомфорт. Желающий спрятаться, закрыться, защититься. Мало сил и для действия, и для сопротивления. Как будто хочет сказать "Оставьте меня в покое".
Натали, как догму не воспринимайте. Лучше покажите рисунки еще нескольким специалистам.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 26-07-2007 08:28
Aglo, спасибо! А чтобы иметь больше практики, я бы посоветовала просто ходить и приставать ко всем мало-мальски знакомым с просьбой что-то нарисовать (несуществующее животное, человека, семью...), а потом интерпретировать, стараясь извлечь как можно больше информации. Причем нужно обращать внимание не на конкретные детали (и потом механически соединять значение каждого признака), а попытаться понять рисунок целиком, "вчувствоваться" в эмоциональное состояние рисовавшего. Со временем навык придет.
Я сама так делала, когда изучала психодиагностику. У меня все непсихологические подруги были протестированы (правда, это сопровождалось и встречным интересом).


Сообщений: 181
Добавлено: 26-07-2007 13:00
Nancy, спасибо.
Женщина для меня тоже большая загадка. Думаю все же это ассоциация со мной (я вообще-то вредная и в быту вечно всем недовольная). Успокаивает немного наше расположение на рисунке семьи.
Папа действительно в плане интелектуальном большой авторитет для всех нас. За ответами по всем вопросам, касающимся науки, истории, спорта - к нему и я, и сын.
Папа больше проводит времени с ребенком по той причине, что график работы у него не такой жесткий, как у меня. И тем не менее они очень часто ссорятся. Иногда звонят мне на работу, чтобы я разобралась, кто прав - кто виноват. У папы такой метод воспитания: Я сказал - Ты сделал, потому что Я сказал. Ребенка такой подход естественно не устраивает. Объяснять почему нужно сделать то-то и то-то мужу видимо лень. Вот если поговорить о чем-то интеллектуальном - это да.
Башни на рисунке на самом деле ярко-желтые. Это фотография неудачная получилась. Но все-равно, я с Вами согласна. Я вообще никогда не видела, чтобы он дома рисовал людей. У него постоянно возникают всякие интересные идеи и он их воплощает на бумаге и из бумаги. Но люди там никогда не присутствуют. Я об этом раньше никогда и не задумывалась.

Еще раз большое спасибо. Ваша интерпритация рисунков - это то, очем я думала и что чувствовала, но сама бы сформулировать не смогла.


Сообщений: 951
Добавлено: 26-07-2007 13:27
Nancy,прошу прощения,что вклинилась в чужую тему, просто вопрос меня очень волнует,а открывать ради него новую, наверное,не стоит. Время от времени нахожу у своих девушек рисунки(а они очень любят рисовать)со страшной женщиной во весь лист. Вернее, это портреты, голова, по плечи.У персонажа злое лицо, всклокоченные волосы , острые зубы и т.д.В общем, достаточно уродливо.Подозреваю, что это я.На парочке даже видела надписи, типа:"дорогая мамочка".У нас хорошие,доверительные отношения с детьми и они меня любят, я в этом уверена.На психику я им не давлю, я вообще мягкая мама, можно было бы быть и потверже. Думаю,что это моя старшая так изображает меня, когда рассердится. Например, когда за провинность лишат прогулки или компьютера.Но все равно, это меня тревожит. Подскажите, пожалуйста, есть ли повод для серьезного беспокойства?

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 27-07-2007 08:15
Башни на рисунке на самом деле ярко-желтые.
Тогда поправка: желтый цвет выбирают мечтательные дети, живующие в собственном мире, но не очень активные. У них, как правило, богатая фантазия, а вот действовать не любят. В принципе, согласуется с изображением себя спящим.
Chucha, если рисунок отражает актуальное состояние (то есть дети не рисуют что-то страшное и неприятное всегда, монстры чередуются с вполне добродушными рисунками), то беспокоиться не стоит. Понятно, что ребенок не всегда может пребывать в благодушном настроении, как и все мы. И злиться на маму время от времени тоже совершенно нормально. Ведь и мы на них, бывает, злимся. Напротив, я б сказала, у вас есть некоторое преимущество: ребенка захватили эмоции, он взял бумагу, выплеснул их в рисунке, и вы по этому "продукту" можете судить о его эмоциональном состоянии, переживаниях. У вас есть такая обратная связь, соответственно, вы можете что-то корректировать (например, задуматься, справедливо ли было наказание, не слишком ли вы жестко прореагировали, не были ли под властью собственных эмоций и проч.), вы в курсе происходящего. Это гораздо лучше, чем просто заткнуть ребенка ("не смей матери таких слов говорить! Ты обязан слушаться"), а потом и понятия не иметь, что там у него внутри происходит. На поверхности вроде все нормально, зато потом недоумение, откуда проблемы выползли.
А вот если в рисунках преобладает негативная тематика, ребенок стал вести себя хуже, да и отношения ваши стали портиться - тогда да, можно и обеспокоиться.


Сообщений: 951
Добавлено: 27-07-2007 10:12
Nancy,спасибо большое за ответ.Нет, это бывает время от времени и нечасто.А отношения, как-то периодами, то лучше, то хуже.Маша у меня старшая, у нее в любом случае ко мне претензий больше.К сожалению.


Сообщений: 1706
Добавлено: 27-07-2007 12:02
Nancy! У меня тоже вопрос в тему по поводу страшных рисунков. Мне в "Детских страхах" кто-то посоветовал( сейчас не вспомню) предложить дитю рисовать страхи для того, чтобы их потом сжечь. Я предложила это дитю, так он теперь и когда боится рисует, потом идем сжигать, но чаще , когда злится, рисует всяких монстров для сжигания. И сразу после этого успокаивается. Думаю, что это неплохо. Да?.


Сообщений: 821
Добавлено: 27-07-2007 12:56
А у моего сына любимый цвет - оранжевый. Это о чем говорит, Нэнси?

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 28-07-2007 07:27
Нина, да, я знаю о такой методике работы со страхами. Ну конечно неплохо, тем более если помогает.
Ринида, о точном значении оранжевого цвета я, пожалуй, затруднюсь рассказать. Просто он, как ни смешно звучит, не входит в набор стандартных цветовых выборов (по известной методике Люшера). Но в целом это вполне позитивный цвет. Скорее всего, ваш ребенок оптимистичен, активен, обладает высокой мотивацией достижения, эмоциональные реакции яркие, даже, возможно, экзальтированные. Общительность, активная жизненная позиция, интерес сразу к нескольким делам, некоторая разбросанность... Что-то вот такое.


Сообщений: 1349
Добавлено: 28-07-2007 07:47
Nansy, у меня тоже вопрос по выбору цвета.
Долгое время мой Тима все рисовал ТОЛЬКО красной краской. Я очень переживала, считала, что красный - это цвет агрессии, хотя ребенок никогда не был агрессивен. C тех пор у нас хранятся "шедевры" красное солнце на фоне свинцового неба и красное дерево среди бурой зелени...
Фото солнца у меня есть, а дерево надо б отсканировать:
Теперь, спустя год, у него предпочтение - желтый цвет. Человечки желтолицые, домики, солнышко, есс-но, травка, деревья. Рисует с явным удовольствием.
Все цвета он четко знает, сопоставляет их с 1,5-2х лет.
Но эта зацикленность....


Сообщений: 1706
Добавлено: 28-07-2007 12:15
Спасибо, Nancy! Только вот других действенных методов у нас нет. Приходется даже на отдых везти с собой все принадлежности для рисования и спички.

Консультант-психолог
Сообщений: 2814
Добавлено: 29-07-2007 08:13
Галатима, зацикленность, насколько я знаю, вообще свойственна аутичным детям - так что если у Тимы действительно есть такие черты, то эта особенность в них вполне укладывается.
А так - тенденция вполне благоприятная. Красный очень неистовый цвет. Необязательно агрессивный, но очень активный. В крайних проявлениях он отражает импульсивность, сниженный самоконтроль, даже безудержное поведение - по крайней мере человек так себя ощущает. Такое активное начало, которое трудно держать под контролем. А желтый цвет все же поспокойнее. В целом он оптимистичен и миролюбив. Это достаточно детский цвет: отражает мечтательность, непостоянство... то есть если прослеживается такая трансформация - из красного в желтый - то можно предполагать, что у ребенка уже лучше получается владеть собой, хотя некоторая непоследовательность, разбросанность, яркость эмоций сохраняются. Кстати, желтый цвет отражает еще и потребность в общении, потребность нравиться окружающим, поиски признания...


Сообщений: 1349
Добавлено: 29-07-2007 08:25
Ясно... Да, аутичные черты у нас присутствуют, это и эхолалия и привычка к последовательным действиям.
А то, что он меняется, действительно, за год, несмотря на то, что было не все просто, ребенок преобразился. Не с такой скоростью как бы хотелось (вот проснулись и Тимка уже обычный ребенок ), но изменения в его поведении замечают все, кто с ним общается. Он действительно сейчас пытается понравиться, оченьь хочет говорить, не хватает слов или не правильно произносит, внимательно слушает как надо сказать правильно и старательно исправляется! Я в такие моменты просто счастлива!
Спасибо, Нэнси!


Сообщений: 300
Добавлено: 30-07-2007 05:33
Только вот других действенных методов у нас нет
Нина Ивановна,а вы не пробовали проигровать страхи? Игра,как и рисование,позволяет лучше понять переживания детей,их интересы.Включаясь в игру,ребёнок переступает порог страха.Когда ребёнок играет в сказки,он сам может становиться и Бабой Ягой,и монстром.Ребёнок может сам придумать сюжет игры(так будет лучше, видно что его пугает).Если у него не получается,то вы сами придумайте.Конечно в игре "добро должно побеждать зло",можно высмеять "страх"(типо:ой и ты то монстр?да у тебя....),можно устроить фехтование со "страхом".Страхи можно проигрывать на куклах,игрушках.Можно вылепить из пластилина,и проиграть.После подобной игры ребёнок уже не так боится монстра,поскольку не он управлял им ,а сам ребёнок подчинял его себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 Next>> новая тема
Раздел: 
Форум родителей детей с СДВГ переехал на http://adhdkids.forumgrad.ru/ (http://www.sdvg-deti.com/) / Консультации психолога Nancy / Детский рисунок

Отвечать на темы в данном разделе могут только зарегистрированные пользователи

Отвечать на темы могут только зарегистрированные пользователи

KXK.RU